ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОВЗ

i

Организация обучения детей с ограниченными возможностями в школе вызывает множество вопросов у педагогов и родителей. Как обучать ребенка, если у него есть проблемы со здоровьем или особенности психического развития, не позволяющие полноценно обучаться, проходить образовательную программу без трудностей? Должен ли ребенок с ОВЗ проходить обычную программу обучения или должна быть специальная программа? Многие родители предпочитают не водить особого ребенка в школу, другие наоборот считают, что ребенок в массовой школе лучше социализируется. Педагоги нередко могут быть в растерянности и столкнуться впервые с ситуацией обучения ребенка с ОВЗ в обычном классе.

Нормативно-правовые документы регламентирующие образовательный процесс для детей с ограниченными возможностями здоровья

Закон определяет обучающегося с ограниченными возможностями:

  1. Лицо, имеющее недостатки в физическом/психологическом развитии.
  2. Лицо, имеющие ограниченные возможности здоровья, подтвержденные ПМПК.
  3. Лицо, нуждается в создании специальных условий при обучении.

Лица с ОВЗ могут быть дети-инвалиды, дети с отклонениями в поведении, дети с задержкой психического развития и т.д.

Прием лиц с ОВЗ в школу

Прием лиц с ОВЗ в школу проходит в соответствии с общим порядком поступления ребенка в школу. Здесь стоит отметить, что результаты медицинского обследования перед поступлением в школу и результаты обследования ПМПК не должны содержать в заключении противопоказаний к поступлению в массовую школу. Поэтому, если нет противопоказаний, то ребенку с ОВЗ  не могут отказать в поступлении в школу. Чтобы обучающийся с ОВЗ мог полноценно обучаться в образовательных учреждениях применяются принципы инклюзивного образования. Это означает, что особым детям должен быть обеспечен равный доступ к образованию с учетом различных потребностей и индивидуальных возможностей.

Дети с ОВЗ, которым по результатам ПМПК было рекомендовано обучение в обычной школе по адаптированной программе, могут потребоваться специальные условия обучения (ст. 79 Закона).

Адаптированная программа должна быть разработана с учетом особенностей развития ребенка, основной целью должна быть коррекция нарушений развития и коррекция нарушений социальной адаптации.  Разработкой адаптированной программы школа занимается самостоятельно. Основой для разработки адаптированной программы является ФГОС.

Существуют рекомендации СанПиН , которые необходимо учитывать при  составлении образовательной программы для лиц с ОВЗ.

Основная образовательная программа реализуется через организацию урочной и внеурочной деятельности. Урочная деятельность состоит из часов обязательной части и части, формируемой участниками отношений. Внеурочная деятельность формируется из часов, необходимых для обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся с ОВЗ и в сумме составляет 10 часов в неделю на каждый класс, из которых не менее 5 часов предусматривается на реализацию обязательных занятий коррекционной направленности, остальные — на развивающую область с учетом возрастных особенностей учащихся и их физиологических потребностей (СанПиН).

Дети с трудностями обучения — это не редкость в современной школе. Адаптация к школе у таких детей проходит дольше и сложнее. Темп работы в классе, большое количество учеников в классе, как следствие отсутствие индивидуального подхода — неполный перечень трудностей, с которыми дети с ОВЗ могут столкнуться в школе. Задача родителей прислушаться к рекомендациям специалистов по организации обучения особенного ребенка. Задача школы в данном случае создание специальных условий обучения.

Что такое специальные условия обучения?

Специальные условия обучения — это условия обучения и воспитания, которые включают в себя:

  • использование специальных образовательных программ, методов обучения;
  • использование специальных учебников, учебных пособий, технических средств;
  • предоставление услуг ассистента/тьютера;
  • проведение индивидуальных и групповых коррекционных занятий;
  • обеспечение доступа в здание образовательной организации;
  • использование дистанционных образовательных технологий;
  • предоставление обучающемуся с ОВЗ психолого-педагогических, медицинских, социальных услуг, обеспечивающих адаптивную, безбарьерную среду обучения и жизнедеятельности.

Обучение детей с ОВЗ может быть организовано совместно с другими обучающимися, в отдельных классах, в отдельных организациях. В данном случае многое зависит от того, какие именно проблемы со здоровьем у ребенка. Если ребенок имеет возможность ходить в массовую школу и есть соответствующие рекомендации ПМПК и врачебной комиссии, то он сможет обучаться со всеми детьми.

Есть дети, которым необходимо посещение специальных школ (глухонемые дети, дети с серьезными проблемами зрения, дети с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра и т.д.) (п.5 ст.79 Закона).

Организация обучения на дому лиц с ОВЗ

Дети с особыми потребностями могут обучаться на дому, для них может быть организовано домашнее обучение. Основание для обучения на дому является медицинское заключение, а не заключение ПМПК.

Обучение детей с особыми потребностями в массовой школе — это возможность продемонстрировать пример толерантного отношения детского и взрослого сообщества по отношению к учащимся с ОВЗ. Школа должна стать для таких детей комфортной и безопасной средой, где каждый сможет найти свое место и раскрыть свои способности. Конечно, для детей с ОВЗ необходимо создание специальных условий обучения с привлечением смежных специалистов.

Программа-коррекционной-работы

Характеристика-шаблон

Создан-услов-для-инклюзивн-образ-ДОВЗ-и-ДИ

Cпец-услов-для-ДОВЗ-с-нар-СЛУХА

Спец-услов-для-ДОВЗ-с-нар-ОДА

Спец-услов-для-ДОВЗ-с-нар-ЗРЕНИЯ

Спец-услов-для-ДОВЗ-с-ЗПР (1)

Спец-услов-для-ДОВЗ-с-нар-РАС

Полоение-об-организации-обучения-детей-с-ОВЗ

Мониторинг организации образовательногопроцесса детей с ОВЗ в ОУ

Сетка часов для детей с ОВЗ

ФГОС НОО ОВЗ

СИПР

Обеспечение доступа в здание школы инвалидов и лиц с ОВЗ

Для инвалидов и лиц с ОВЗ обеспечен доступ к кнопке вызова персонала.

Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям обеспечен, в том числе для инвалидов и лиц с ОВЗ.

Специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ОВЗ нет.

                     Условия питания и охрана здоровья

В школе осуществляется одноразовое питание, горячий завтрак. Предусмотрены перерывы между уроками для приема пищи. Организовано дежурство в столовой.

Количество посадочных мест на 50 человек.

Организовано оказание первичной медико-санитарной помощи.

На территории школы имеется ФАП. Заключен договор о медицинском обслуживании с ГБУ «Варгашинская ЦРБ». Обслуживает фельдшер Ивкова К.В.

Определена оптимальная учебная и внеурочная нагрузка в соответствии с СанПиН, определен режим учебных занятий и продолжительность каникул.

Организуются и создаются условия для профилактики заболеваний. Обучающиеся и работники образовательного учреждения своевременно проходят медицинские осмотры.

 

Иные виды материальной поддержки лиц с ОВЗ

 Виды материальной поддержки                                                                           Условия предоставления
Общежитие, интернат отсутствует

 

Виды материальной поддержки Категории обучающихся Размер на 1 обучающегося в день Питание обучающихся  Нормативный документ
Обеспечение питанием обучающихся обучающиеся из малоимущих семей  20,57руб. одноразовое Постановление Администрации Варгашинского района от 16.09.2015г №382Постановление Правительства Курганской области № 699 от 23.12.2013 г
Обучающиеся с ОВЗ (3 чел)  24 руб. двухразовое